Новый Год в России

Содержание

История праздника

Во многих странах за несколько минут до наступления нового года (в России, как правило, в 23:55 31 декабря), 22:55, 0:55 главы государств обращаются к своим народам с речью, в которой обычно подводят некоторые из итогов прошедшего года, желают удачи гражданам в новом году. Обращение транслируется средствами массовой информации Старый Новый год — это праздник, отмечаемый в соответствии с Новым годом по юлианскому календарю (сейчас в ночь с 13 на 14 января) и являющийся, по сути, историческим эхом смены летоисчисления. Отмечается в России, Украине, Сербии, Швейцарии и некоторых других странах.

Дед мороз и Снегурочка

Дед Моро́з — главный сказочный персонаж на русском празднике Нового года, русский вариант рождественского дарителя[3]. Прообразами являются Мороз — персонаж славянского сказочного фольклора и календарных обрядов[4][5], и западноевропейские рождественские персонажи (Санта-Клаус и др.)[4], основанные на образе святого Николая Чудотворца[6]. Известен (как Мороз Иванович) с 1840 года[3], но создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего, а не рождественского праздника произошло в советский период и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена праздничная ёлка[7]. Дед Мороз изображается как старик в цветной (голубой, синей, красной или белой) шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, обутый в валенки. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а в советский период и Мальчика Нового Года, персонификации наступающего или наступившего года. Также Деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

Снегу́рочка (Снегурка, Снежевиночка)[1] — русский сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом[2]. Иногда изображается в образе маленькой девочки, иногда — девушки. Последнее чаще: под влиянием литературного образа Снегурочки и как практическая необходимость для оказания праздничных услуг (сопровождение Деда Мороза). Первое официальное появление Снегурочки в качестве помощницы Деда Мороза и произошло на встрече 1937 года в московском Доме Союзов[

Ёлка

Рождественская ель в Российской империи Демонстрация против Рождества и ёлки в 1929 году

Обычай украшать дома на новый год хвойными деревьями появился в России по указу Петра I при переходе на летоисчисление от Рождества Христова в канун 1700 года (до этого новый год в России отмечался от сотворения мира 1 сентября) — «перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых», «людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить», а также «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится». Ещё до революции 1917 года сложился обычай праздновать Рождество, наряжая ёлку и проводя детский праздник. Однако забава эта была недешёвой и доступной лишь для детей в обеспеченных семьях. Новогодняя ёлка в СССР С конца 1920-х годов в России рождественская ёлка оказалась под фактическим запретом как «буржуазный», «поповский» и антисоветский обычай. Рождественская ёлка была под запретом больше 5 лет. Под «Рождество Христово» в обед Старорежимный ёлочный дед С длинной-предлинной такой бородой Вылитый сказочный «Дед-Мороз» С ёлкой под мышкой саночки вёз, Санки с ребёнком годочков пяти. Советского тут ничего не найти! Демьян Бедный Новогодняя ёлка в детской больнице блокадного Ленинграда, 1942 В СССР ёлка как атрибут праздника — уже не рождественского, а новогоднего — была возвращена в 1935 году по решению И. В. Сталина, который поручил партийному деятелю П. П. Постышеву выступить по этому вопросу в печати. «Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: “Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город”. <…> Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. <…> Постышев поднял тогда вопрос: “Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская ёлка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям ёлку?” Сталин поддержал его: “Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям ёлку, а мы поддержим”. Так это и произошло. Постышев выступил в “Правде”, другие газеты подхватили идею» Н. С. Хрущёв

28 декабря 1935 года в газете «Правда» на третьей странице вышла короткая статья [1] П. П. Постышева, в которой нападки на ёлку были названы «левым загибом» и «следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец».

Первую организованную официальными советскими властями ёлку в СССР увидели жители города Харькова 30 декабря 1935 года. К новому 1937 году была установлена первая кремлёвская новогодняя ёлка[2]. Новогодняя ель в современной России Волоколамск, 2010. Синкретизм эпохи: красная звезда на фоне купола церкви.

С декабря 1996 года в России возобновилась дореволюционная традиция ставить ёлку в новогодние праздники на Соборной площади Московского Кремля[3]. Кремлёвская ёлка выбирается по определённым стандартам: дерево должно быть хорошего качества, чтобы перенести температурные перепады и простоять, не осыпаясь, три недели, иметь ровный ствол и пушистые ветки, на стволе не должно быть мха и лишайников, возраст — не менее 100 лет, высота — около 30 метров, диаметр ствола — не менее 0,6 метра[4]. В других российских городах ёлки также устанавливают на центральных площадях и в популярных туристических местах. В процессе разработки дизайна украшения таких деревьев нередко участвуют ведущие специалисты и представители мира моды. Установка, украшение и зажжение центральных новогодних ёлок является традицией множества городов, которая в праздники привлекает горожан и туристов. В Новом 2009 году самая высокая новогодняя ель в России была поставлена в Красноярске на главной площади города — Театральной. Её высота — 46 метров, диаметр основания — 19 метров, длина окружности основания — 60 метров. По своим размерам она обогнала даже казанскую ёлку, которая оказалась на 6 метров ниже[5].

Обращение к народу

Во многих странах за несколько минут до наступления нового года (в России, как правило, в 23:55 31 декабря), 22:55, 0:55 главы государств обращаются к своим народам с речью, в которой обычно подводят некоторые из итогов прошедшего года, желают удачи гражданам в новом году. Обращение транслируется средствами массовой информации

После обращения главы государства средства массовой информации ровно в полночь транслируют сигнал точного времени (в России им служит бой курантов Кремля), знаменующий начало нового года. Как правило, после этого сигнала исполняется государственный гимн страны

Далее транслируются развлекательные телепередачи, например Голубой огонёк, снимавшиеся за несколько месяцев до Нового года.

Обычай

При праздновании Нового года активно используются разнообразные пиротехнические изделия: хлопушки, бенгальские огни и, позднее — салюты, ракеты, римские свечи, петарды большие и малые и др. Пользоваться пиротехническими изделиями для празднования Нового года начали в странах Азии, в первую очередь в Китае, так как считалось, что громкий шум и яркий свет, получаемые от взрывов пороха, позволяют отогнать злых духов. Позже данная традиция распространилась по всему миру. Самой известной в разных странах традицией, порождённой суевериями, является зажигание на Новый год в Китае фейерверков, а также взрывы петард, которые не прекращаются на протяжении всего первого новогоднего дня. При этом сам порох, петарды и фейерверки были изобретены не так давно, но традиции создавать шум и гам при встрече Нового года приписывается тысячелетняя история. Все началось с легенды о том, что в канун Нового года злые духи, изгнанные из разных мест, ищут себе новое пристанище, а найдя подходящий дом, селятся в нём и весь предстоящий год чинят хозяевам разные беды. Шум же при встрече Нового года призван отогнать зло от дома.

В настоящее время многие столицы мира или даже отдельные страны тратят миллионы долларов, чтобы устроить пиротехническое шоу на Новый год. Использование пиротехнических изделий в большом количестве, в том числе несовершеннолетними, создаёт потенциально пожароопасную и травмоопасную ситуацию, поэтому новогодняя ночь считается наиболее напряжённым периодом года в работе противопожарных и спасательных служб.

В царской России жареный поросёнок неизменно занимал главное место на новогоднем столе как символ достатка и плодородия (кроме тех семей, которые не могли себе этого позволить), так как считалось, что нельзя есть птицу, вместе с ней может улететь счастье в новом году. Поверье ушло к середине XIX века, когда на столах появились гусь с яблоками и дичь.

В советское время неизменными атрибутами новогоднего стола по традиции являлись шампанское, салаты: винегрет, «Оливье», «сельдь под шубой», заливная рыба, холодец[4] и другие. Из фруктов обычно были мандарины и яблоки, на десерт — варенье и конфеты. Готовили различные блюда из мяса курицы, утки, кролика, индейки, гуся, различного рода закуски (колбаса, сыр, красная икра), а также праздничный торт. Часть блюд появилась на новогоднем столе по аналогии с католическим рождественским угощением — по мере роста людей, отмечающих католический праздник. Другие, например «сельдь под шубой», была изобретена позднее, в середине 1970-х[5]. В постсоветское время к ним добавились другие мясные блюда — например, мясо по-французски и другие салаты, отражающие богатство ингредиентов и продуктов в современных магазинах. На новогодний стол ставится большое количество алкогольных, газированных и негазированных напитков и фруктов, а также различные десерты. Многие хозяйки готовят холодец и лепят домашние пельмени[6][7]. Татары и народы Кавказа отмечают два календарных праздника и дважды накрывают праздничный стол: на Новый год и в Навруз — в конце марта, который отмечают в кругу семьи, встречают родных и гостей. На праздничном столе бешбармак, густой суп из молодого барашка, лепёшки из чечевицы, губадия, урама, чак-чак и другие блюда. Буряты, тувинцы и калмыки также два раза накрывают новогодний стол: 1 января и в феврале — на праздник Цаган Сар (Сагаан Сар, Белый Месяц), на котором традиционными считаются пончики «борцоки» (выпекаются в форме животных и утвари — ремня, уздечки). У ненцев тоже два новых года — зимний (в ноябре) и летний (в июне). Ысыах (Новый год) в Якутии отмечают несколько дней, разводят огромные костры, готовят много мяса, рыбы, сладостей, водят хороводы, поют песни и танцуют[8]. Новогодний стол на праздник сюндума в Карелии не обходится без пряженых пирогов, ячневой каши и овсяных блинов.

Поморы с берегов Северной Двины, Белого и Баренцева морей — единственные в России, кто накрывает новогодний стол «по старинке» — 14 сентября 2022 года у них наступит 7531 год от Сотворения мира. В России поморы издавна отмечали праздник и смену года — Новолетие, который проходил 14 сентября (по старому стилю). В сентябре также проходила Маргаритинская ярамарка[9], которая возродилась в современной России в сентябре 2001 года[10]. Поморы отмечают Новый год вместе со страной как календарный праздник, так как до настоящего времени в субкультуре поморов сохраняются черты традиционного быта и обычаев[11] — это единственный народ, сохранивший традицию отмечать ежегодную смену лет (Новолетие, Семенов день, в честь святого Симеона) в сентябре[12] — в строобрядческих семьях и в семьях коренных поморов традиция летоисчисления от Сотворения мира сохранилась до настоящего времени[13][14]. Пряники-козули

В Архангельске осенний праздник проводов лета и новолетия проходит 14 сентября, называется Поморским Новым годом[15][16][17]. На Новый год поморы пекли традиционное угощение, известное уже в начале XVIII века[18] — плоские пряники из сдобного теста с росписями из глазури — «козули» (деревенские варианты названия: «рогушки», «коровки», «козульки», «баранки»). Название связано с формой — их пекли преимущественно в виде фигурок рогатого скота (женской фигуры, круга, звезды, ангелочков, птиц), они были символом и олицетворением плодородия: чем больше пряников-фигурок, тем более здоровым будет скот в доме и его приплод. Традиции хранились в каждой семье, а в 60-х годах XX века они возродились в виде архангельского пряника. Пряники знаменитой соломбальской мастерицы-козульщицы К. И. Карамзиной экспонировались на выставках Государственного исторического музея (60-70-е годы XX в.), представлены на художественных открытках в серии «Русский пряник» (1971 г.). В настоящее время в Архангельске проводится ежегодная выставка «Чудо северного пряника»[19]. К праздничному столу треску подавали с различными воложами (соусами) — молочными, сметанными и масляными, а также беломорские мидии, шаньги на подинье (пахте), рыбные пироги и ягодный морс кёж[20][21]. Готовили уху по-пертомински[22], помимо пряников пекли шанежки, пироги с различной начинкой, колобы и «калитки»[23]. Эвенки отмечают «Мучун» (время, когда обновляется земля), нганасаны празднуют окончание полярной ночи — последние дни января, начало февраля; ненецкий праздник — встреча солнца; энцы (чуть более 200 человек) не празднуют Новый год, весной в конце марта они проводят праздник ритуальный обряд очищения «Ко позу» («Берёзовое письмо»), каждый участник получает мясо оленя. На новогодний стол ставили ритуальное блюдо сэвэн — варёное и мелко накрошенное мясо парнокопытных или медведя с жиром (не более 2 столовых ложек), строганину из свежей рыбы, рыбные блюда, лепёшки с икрой, разными ягодными приправами, добавляли ягоды в мороженое молоко[24]. Эвенки, живущие на Колыме (Дальний Восток, Магаданской области) празднуют новый год — Хэбденек (веселье), в день летнего солнцестояния. Долгане отмечали появление после полярной ночи солнца — праздник Хейро, который начинается в 5 часов утра. В СССР северные народы начали перенимать и советские праздники — на Новый год почти все народы Севера накрывают праздничный стол и ставят национальные угощения, добавляя к ним традиционные оливье и торт[25]. Статистика

Расходы на новогодний стол являются предметом изучения Росстата[26][27], а также некоторых региональных статистических служб субъектов РФ[28]. Росстат включает в новогоднее меню стоимость следующих продуктов: сырокопчёная колбаса, мясные копчёности, рыба, икра, куры, говядина, масло, сыр, шоколадные конфеты, апельсины, лимоны, бананы, овощи, торты, коньяк, вино, соки и газированную воду. Он также рассчитывает их стоимость по регионам: самым дорогим новогодний стол традиционно является в Чукотском АО, Ненецком автономном округе, Камчатском крае и Ямало-Ненецком автономном округе, а самым дешёвым в республике Калмыкия, Калининградской, Липецкой, Белгородской и Омской областях[29][30]. Удмуртстат, в свою очередь, традиционно подсчитывает три варианта новогоднего стола: простой, традиционный и полный[31]. «Простой набор» для новогоднего стола для малоимущей семьи включает в себя минимум продуктов: соленую сельдь, набор овощей для приготовления винегрета, 1 килограмм апельсинов и 1 бутылку водки. Самым дорогим продуктом в этом наборе является водка, подорожавшая в 2013 году сразу на 26 %. «Традиционный набор» для семьи из так называемого среднего класса включает в себя пельмени, два вида традиционных «новогодних» салатов (оливье и винегрет), колбасу полукопчёную, сыр, сок, шоколадные конфеты, торт, два вида фруктов и два вида алкогольных напитков. «Полный набор» для обеспеченной семьи полностью включает в себя предыдущий «традиционный набор», а сверх него также различные мясные и рыбные деликатесы, икру лососевых рыб, колбасу сырокопчёную, свежие овощи, орехи, мороженое, дополнительных 3 вида фруктов и алкогольных напитков[32]. В качестве символа новогоднего стола в России и странах СНГ часто присутствуют салат «оливье» и мандарины[29]. С середины 70-х годов в этот список пополнила «сельдь под шубой»[33].

В 2022 году праздничный набор подорожал на 4,56 % (6468 руб.) — это средняя цена по России, которая может изменяться в зависимости от региона[34].